воскресенье, 15 февраля 2009 г.

Зачем предпринимателю Соционика и как она работает.

Часть 1. Вступительная.

Есть такая профессия: с психотипами работать.
Называются они социониками. А сама наука – Соционика.
Грубо говоря, это смесь психологии с математикой (+социология, +информатика, +социальная психология, +глубинная психология, +психиатрия). Но это, повторяюсь, очень грубое описание.
Разработала Соционику в начале 1970-х годов литовско-советский экономист и социолог Аушра Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского (польский психиатр и психолог) об информационном метаболизме (процессе восприятия и обработки психикой сведений об окружающем мире).

Часть 2. Зачем предпринимателю Соционика и как она работает.

Начну с того, как работает соционика.
Все очень просто. Соционика говорит, что есть 16 типов людей (почему именно 16 – позже) и каждому из 16 типов легче и лучше общаться с одними типами!, а с другими настроить диалог очень трудно и малоэффективно. Одни типы очень легко чувствуют настроение другого человека, а другие все равно гнут свою линию и плевать им на настроение окружающих. Одни типы запросто общаются с бумажно-цифровой документацией, а другим всю эту документацию надо разложить на пальцах, чтобы только после этого до них дошло.

Продолжу тем, зачем нужна соционика предпринимателю.

Важное отступление: Соционика работает. На данный момент воспринимайте постулат на веру. Что она работает, было доказано для меня моим опытом.
Например, одним из направлений моей предпринимательской жизнедеятельности является продвижение на рынке Украины увлажнителей-очистителей воздуха Venta. Наблюдая и анализируя своих конечных потребителей, оказалось, что 82% покупателей с большой долей уверенности относятся к 8-ми типам, и только 18% - к оставшимся 8-ми!
А отличаются они следующим: «лучшие» 8мь для меня ТИМов (=тип) относятся к сенсорикам. А «худшие» - к интуитам.
Сенсорики – от слова ощущать, грубо говоря, они заведуют Пространством.
Интуиты – их главная задача воспринимать Время.
Особенности поведения следующие:
Сенсорики отлично ощущают пространство, они всегда знают где, с кем и когда они были, легко улавливают запахи, запоминают цвета стен и отдельные элементы картин, очень развита моторика рук.
Интуиты – сенсорные воздействия ощущают значительно хуже: зачастую не могут вспомнить цвет обоев в своей спальни, к вкусу еды значительно похреновически, они живут, в первую очередь, не в каком-то пространстве а именно во времени. И это абсолютно не их задача покупать увлажнители-очистители воздуха Venta, как бы много радости и пользы они не приносили.
Мои покупатели заботятся о пространстве. :) Чтобы в этом пространстве для них было удобно и комфортно.


Вывод1:
1. Используя соционику, предприниматель может анализировать, сегментировать и классифицировать своих потребителей, что даст правильно направить свои силы.

Идем дальше.
Кроме сенсорики-интуиты, люди делятся на: этики – логики.
Этики, опять же, грубо говоря, - это люди, которые легко сходятся с другими людьми, легко чувствуют их настроение, легко настраиваются на каналы человека.
Логики – это ассы бумажно-аналитическо-научной деятельности.
Как я все это использую:
При приеме на работу. В моей деятельности (и, как правило, во всех) лучшими менеджерами по продажам являются этики. Думаю, что это не надо объяснять. И все менеджеры по продажам у меня действительно этики.
Другой вопрос, что гл. бухгалтер у меня тоже этик .:)


Важное отступление2: Соционика делит людей на 16 типов в зависимости восприятия и обработки ПСИХИКОЙ сведений об окружающем мире. Хочу обратить внимание: ПСИХИКОЙ, а не самим человеком. Т.к. кроме психики, у человека есть свой опыт, социально-культурные ценности, интеллектуальный уровень, задатки, интересы, потребности, желания и много чего другого.

Но! Гл. бухгалтера мы (я и моя жена) взяли все же по соционичеким причинам! Мы все трое (я, моя жена, гл. бухгалтер) относимся к тем типам, которые находятся в отличных соционических отношениях, между собой говорят на одном языке. Т.е. гл. бухгалтер работает у нас по соцоническому принципу «Свой человек» - и я абсолютно уверен, что будет у нас гармония и взаимопонимания, в данном случае, по бухгалтерским вопросам.

Вывод2:
2. Используя соционику, предприниматель может улучшить как психологический климат в коллективе (принимая «своих» людей), так и эффективность работы отдельного работника, используя его психические задатки.

И третий соционический пример из моей предпринимательской практики.
Есть у меня клиент – дилер. Будем честно говорить – Был.
Когда я только начинал и был сам у себя менеджером по продажам, был у меня дилер. Пусть звали его Егор (чтобы короче :) ). Пришел Егор и нашел нас сам. И очень был заинтересован в очистителях-увлажнителях воздуха Venta, т.к. знал и мог на них заработать. И мы начали работать. День. Два. Месяц. Два… За это время, он вошел в лучшие 20% моих клиентов, и я реально был заинтересован в нем, т.к. цена для него была далеко не как для других из этих 20%. НО! За это же время, Егор так меня достал, что реально я не хотел с ним не просто видеться, но и по телефону разговаривать.
Например тем, что я, считая себя человеком с хорошим чувством юмора – ни один КВН в «молодости» написал – РЕАЛЬНО не мог понять, где он шутит, а где говорит серьезно. Это меня бесило! (Сейчас, аж мурашки по коже пробежали – вспомнил).

Он меня ДОСТАЛ!

А ничего такого особенного не было: по возрасту мы одинаковые, ну, на 5 лет меня он старше, по социальному положению – примерно равное: он на себя работает и я на себя, интеллектуальный уровень – оба далеко не дураки, оба любим футбол, о политике не беседовали и разногласий в этом вопросе быть не могло, я хотел продавать Венту и он хотел продавать Венту.
Но он меня ДОСТАЛ!


А достал он меня соционически.
Дело, в следующем. Мы относимся к двум разным ТИМам, между которыми отношения складываются по принципу Ревизии.
Егор - Ревизор.
А я – Подревизный.

Как эти отношения «работают» буду рассказывать в следующих постах.
Скажу только следующее. Ревизор старается держать близкую дистанцию с Подревизным. А Подревизный хочет всеми силами убежать от Ревизора, т.к. тот наступает на больные пятки. Отношения Подревизии, наверное, самые худшие отношения по соционике.
Так и у меня с Егором случилось. Я бежал от него. А он, абсолютно искренне, хотел со мной общаться и приближаться.
И я убежал. И потерял клиента.

С предпринимательской и деловой точки зрения, я абсолютно не прав и только я сам виноват в этой потери.
Но, не с соционической! А она ой как же сильно влияет на бизнес, на дело, на жизнь!

Вывод3.
3. Используя соционику, предприниматель может значительно улучшить как деловые, так и личные отношения с клиентом.
Уверен, что мой нынешний менеджер по продажам с Егором были бы в прекрасных соционических отношениях.
Ну и также:
1. Используя соционику, предприниматель может анализировать, сегментировать и классифицировать своих потребителей, что даст правильно направить свои силы.
Был бы я тогда так же уверен в соционике, как и сейчас, то просто не парился и не заморачивался по вопросам с Егором.

Часть последняя. Заключительная на сегодня.

В Интернете куча материала на тему соционика.

Особенно интересно же протипировать, в первую очередь, самого себя.
Но, будьте осторожны с полученными данными. Т.к. до 70-80% людей, сидящих на соционических форумах и темах в реальности относятся к другим типам. Спешка важна лишь для ловли блох.

А Соционика работает и точка

Спасибо.

0 коммент.:

Отправить комментарий